Якорное устройство судна — назначение, состав

Прошли тысячелетия с тех пор, как человек начал покорять моря и океаны. За это время движущая сила кораблей изменилась, пройдя путь от весел и парусов до паровых машин, двигателей внутреннего сгорания и атомных установок. Но неизменным остался принцип того, что позволяет судам «вставать на стоянку» — якорного устройства. О нем и поговорим в нашей статье.

Якорное устройство судна - назначение, состав

Назначение и принцип работы якорного устройства судна

Итак, якорное устройство — это специальная система, которая служит для постановки судна на якорь и снятия с него, необходимая для стоянки в порту, на рейде или в открытом море. Но функция «ручного тормоза» корабля (если проводить аналогию с автомобилями) — далеко не единственная для якорного устройства. Оно также необходимо:

  • Как одно из средств для снятия судна с мели (в такой ситуации оно работает по принципу лебедки);
  • Для управления кораблем в условиях плавания, осложненным рельефом дна (обход рифов, отмелей и прочих препятствий) или в узких каналах;
  • Для стоянки в порту одновременно со швартовами (прочные канаты, которыми судно привязывается к причалу).

Принцип работы якорного устройства прост: выброшенный за борт якорь падает на дно и зарывается в грунт, удерживая судно на месте с помощью якорной цепи. При этом якорь по своему весу и техническим параметрам должен соответствовать размерам удерживаемого плавсредства.

Состав якорного устройства

Наверняка всем известны выражения «встать на якорь» или «бросить якорь». Но сам по себе якорь — хоть и самый знаменитый, но далеко не единственный элемент якорного устройства судна, в состав которого также входят якорная цепь и якорная лебедка.

Типы и технические параметры якорей

Становой якорь — основной удерживающий элемент якорной системы, который выбрасывается на грунт. Его вес и конструктивные особенности зависят от характеристик самого судна (его размеров, водоизмещения и т. д.).

Существует огромное количество типов якорей, подходящих для судов с разными функциями. Но среди них есть и самые популярные типы, которыми оборудована большая часть кораблей:

  • Якорь Матросова — обладает обтекаемой формой, которая позволяет ему глубже проникнуть в грунт. Отличается повышенной держащей силой, надежно удерживает суда на песчано-илистом или мелкокаменистом типах дна.
  • Якорь Денфорта — также имеет обтекаемую головную часть и максимально сближенные лапы со штоком возле них. За счет этого он способен уходить в дно глубже и достигать плотных слоев грунта, надежно удерживая корабли.
  • Якорь Холла — оборудован плоскими лапами, которые вращаются на оси. При отдаче падает на дно плашмя, но поворачивается за счет специальных зацепов и углубляется в дно.

Чтобы выполнять свою основную функцию, якоря должны обладать высокой держащей силой и сохранять ее при смене направления якорной цепи. Кроме того, качественные и надежные якоря легко отделяются от грунта при подъеме и сохраняют свои свойства после многократных срывов с него. Также они должны быть компактными, прочными, простыми в изготовлении и недорогими.

Устройство якорной цепи

Якорные цепи связывают якорь с корпусом судна (корабля). Они комплектуются из отдельных смычек, которые скрепляются между собой соединительными звеньями. В зависимости от расположения, смычки подразделяются на 3 вида:

  • Якорную, которая крепится к самому якорю с помощью концевой скобы. Она обязательно оборудуется вертлюгом — устройством, препятствующим перекручиванию цепи;
  • Промежуточные — их количество зависит от параметров судна, а общая длина может достигать нескольких сотен метров (при этом каждая смычка должна быть длиной от 25 до 27,5 метров);
  • Коренную, которая состоит из звеньев увеличенных размеров и крепится к корпусу судна с помощью жвака-галса — специального устройства с откидным приспособлением, позволяющего в экстренной ситуации быстро отдать конец якорной цепи.

Изготавливаются они на специальном заводе по производству цепей. Якорные цепи должны быть особо прочными и выдерживать большую нагрузку, поэтому их звенья оборудуются поперечными распорками (контрфорсами) для усиления прочности. В процессе эксплуатации якорные цепи необходимо постоянно маркировать и обслуживать, а также периодически менять смычки местами для более равномерного износа.

Когда якорь судна поднимается, цепи автоматически укладываются в цепной ящик — узкую и высокую камеру в трюме корабля. Кроме того, обязательными элементами якорного устройства являются цепные стопоры: они удерживают цепи в необходимом положении при отданном или втянутом в клюзы якоре.

Устройство якорной лебедки

Якорные лебедки — это гидравлические или электромеханические устройства, которые служат для отдачи и подъема якоря. Конструктивно они подразделяются на 2 типа:

  • Шпили — лебедки с вертикально расположенным валом. Устанавливаются на пассажирских и специализированных судах большого водоизмещения.
  • Брашпили — лебедки с валом горизонтального расположения.

Во время движения цепи проходят через бортовой и палубный клюзы — устройства, уменьшающие трение при их спуске и подъеме. Бортовые клюзы также являются камерами (или нишами), куда убираются якоря на время движения судна.

Якорное устройство — это целый комплекс, состоящий из нескольких элементов, каждый из которых играет свою важную роль. Простой и надежный принцип его работы остался неизменным за многие века, и в наше время все еще не имеет альтернативы.

Оценить
( Пока оценок нет )
Поделиться
Металлой
Отправить комментарий

Adblock
detector